[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 27 мая. . 104. С.3.

Хозяйство и быт заводчиков Рюминых.
Хозяйство и быт заводчиков Рюминых начала XVIII в.

                       Кусова И.

"Антагонист".
Судьба Ф.П.Занадворова (1811-1888), знакомого ссыльных декабристов.

                       Никитин А

С.Д.Яхонтов: воспитание историей.
Историк и архивист С.Д.Яхонтов как педагог.

                       Толстов В.

Близ церкви Святого Духа.
История сооружения памятника-пирамидки в Кремле.

                       Трибунский П.

 

C.Д. Яхонтов: воспитание историей

   Огромное значение краеведения в формировании национального самосознания и патриотизма подрастающего поколения признается ныне бесспорной истиной. Любовь к своей семье, своему краю - то зерно, из которого вырастает любовь к Отечеству. Давайте обратимся к опыту прошлого. Какая работа велась в Рязанской губернии в конце XIX - начале XX вв. по привлечению учащихся к познанию истории своего края и какой положительный опыт можно вынести из этой работы нам, потомкам?

Большое значение краеведению придавал в своей педагогической деятельности Степан Дмитриевич Яхонтов (1853-1942). С 1884 г. он входил в состав Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК), с 1894 г. являлся бессменным редактором ее "Трудов", а с 1905 г. - председателем комиссии. Одновременно преподавал историю в Мариинской женской гимназии, духовной семинарии, епархиальном училище, частных гимназиях Зелятрова и Екимецкой. "Такие люди, - писал один из его учеников, - создают эпоху в жизни различных ведомств, в частности - школе. В таких случаях обычно говорят: это было при Яхонтове, это было до Яхонтова".

В рязанском архиве сохранились конспекты уроков Яхонтова. По ним видно, что Степан Дмитриевич широко использовал краеведческий материал на своих уроках. По содержанию это были как отдельные уроки краеведения, целиком посвященные истории Рязанского края, так и уроки по общероссийской тематике, куда вкраплялся рязанский материал. Так, теме "Рязанский край с древнейших времен до татаро-монгольского нашествия" был посвящен отдельный урок. Значительное место отводилось рязанским событиям при изучении темы "Татаро-монгольское нашествие". Яхонтов касался влияния Великого Волжского пути на развитие рязанских земель. При изучении периода феодальной раздробленности на Руси отдельно давался географический и этнографический очерк Муромо-Рязанских земель. Яхонтов достаточно подробно останавливался на присоединении Рязани. При изучении Смутного времени он особое место отводил изучению роли братьев Ляпуновых в формировании первого ополчения. Завершая изучение эпохи правления Алексея Михайловича, Яхонтов упоминал о матери Петра I - представительнице рязанского дворянского рода. В числе книг, рекомендовавшихся для самостоятельного прочтения, Яхонтов указывал повесть В.С.Соловьева "Касимовская невеста".

Ученик Яхонтова И.Архангельский говорил, что Степан Дмитриевич "в нас будил и оживлял святые и благородные чувства любви к нашей Родине". Другой его ученик Н.Алфеев отмечал: "Степан Дмитриевич горячо любил свою Родину. Он был великий патриот... Нас буквально очаровывал в нем преподаватель, гражданин-патриот и далеко незаурядный человек". Глубина содержания уроков накладывлась на прирдный дар красноречия. Яхонтов, по воспоминаниям учеников, был настоящим мастером слова. Богатырская внешность ("без грима он мог бы играть Евпатия Коловрата"), ясный и напевный голос, не устающий даже после 5-ти часового рабочего дня, прекрасные актерские данные ("актер сидел у меня и в горле, и в сердце", - писал он), педагогический такт, - все это создало ему ореол обожания со стороны учеников. Один из его воспитанников Н.Левитов так описывал свои впечатления от уроков Яхонтова: "Класс был загипнотизирован. Каждый слушал исторический рассказ, как новость из родительского дома. Урок кончился, а мы все еще оставались в восторге".

Яхонтовым впервые была применена на практике такая форма уроков, как уроки-экскурсии по залам историко-археологического музея. Свидетельства о подобных уроках мы находим в воспоминаниях его воспитанников и годовых отчетах о деятельности Мариинской женской гимназии. "Нужно ли говорить, - писал Яхонтов, - что он [музей - В.Т.] значит для тех тысяч всякого возраста, а особенно школьного, посетивших его... Что можно сказать о мальчике, ученике духовного училища 13-14 лет, который в течение года побывал в музее 18 раз?! Как воскресенье - он тут! Неужели я ошибусь - скажу: он ходит в музей отдыхать душой, отдыхать от черствой, неинтересной окружающей жизни?" Яхонтов считал музей особым типом народного университета. "Ходя туда, - отмечал он, - они учатся. На этой системе учения не сидя, а ходя, основывалась вся бывшая античная всенародная образованность".

Педагогическая работа Яхонтова на базе музея отвечала образовательно-воспитательной задаче (предусматривавшей обучение и воспитание на основе музейных экспонатов - подлинных памятниках материальной и духовной культуры), так и задаче организационно-деятельностной. Последняя включала в себя необходимость вовлечения учащихся в научно-поисковую работу, помощь музейным работникам в пополнении коллекций.

Участие воспитанников учебных заведений в сборе экспонатов для музея - особая страница деятельности губернских ученых архивных комиссий. Ученик Яхонтова по духовной семинарии И.Столяров подчеркивал, что благотворность влияния учителя "выразилась также и в том, что многие ученики заинтересовались археологией и дома, в старых колокольнях, в крестьянских избах разыскивают старинные иконы, кресты, монеты, доставляя все это в Рязанский археологический музей..." Впервые сообщения о переданных в РУАК от учеников Яхонтова монетах встречается в протоколах комиссии за 1902 г. Яхонтов отмечал, что музейная увлеченность детей - искренняя, основанная на активизации познавательного интереса к родному краю, естественном стремлении открыть для себя что-то новое, неизведанноое, "иначе отчего бы так охотно дети приносили туда тяжелые екатерининские пятаки, кремешки, ... зачем бы юноша стал снимать неразборчивую надпись на могильной плите".

Яхонтов выступил также инициатором составления семинаристами описаний памятников церковной истории в их родных уголках. "Мною предложено было воспитанникам Рязанской семинарии, - писал он, - собрать и сообщить в комиссию сведения об оставшейся в их местных сельских храмах старине. Несколько учеников охотно отозвались на призыв и дали простые безыскуссные описания, которые могли служить интересным материалом для церковно-бытовой истории Рязанской епархии". Так, семинарист В.Черкасов собрал предания об иконах, привезенных якобы из Италии, их владельцах, сделал выписки из документов, касающиеся церковной старины села Малинок Михайловского уезда. Часть собранных им материалов была опубликована в 1908 г. в "Трудах" РУАК. Другая часть дошла до наших дней в рукописи, отложившись в фонде комиссии.

Вовлекая учащуюся молодежь в краеведческий поиск, Яхонтов ставил важные воспитательные задачи, работал "на перспективу". Он полагал, что в результате этой работы, каждый "осознает, что не ломать и коверкать старое прекрасное надобно, а учиться у него". Он выражал надежду на то, что "дорогая нам рязанская старина будет под охраной каждого рязанского обывателя".

Виталий Толстов.