[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 18 ноября. . 230. С.3.

Октябрьский погром 1905 года в Егорьевске.
Погром 23 октября 1905 г. в Егорьевске.

                       Мираков М.,                        Трибунский П.

Рязанский музей конца 1930-х годов глазами его посетителей.
Отзывы посетителей о рязанском музее в 1930-х гг.

                       Толстов В.

"Примечательный русский человек".
Судьба архитектора и историка И.С.Гагина (1771-1844).

                       Филиппов Д.

 

Рязанский краеведческий музей конца 1930-х годов глазами его посетителей

   Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на характер музейной деятельности и расставляет свои акценты в тематике экспозиций. Музей конца 1930-х годов - это, прежде всего, инструмент наглядно-просветительской агитации. В этом была его сила и одновременно его слабость. Своеобразный слепок эпохи представляют собой книги отзывов посетителей за 1936-1938 гг., хранящиеся ныне в научном архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Материал подобного рода ценен тем, что что позволяет услышать мнения живых людей, чего не встретишь в официальном делопроизводстве. Среди них есть как восторженные, так и критические отзывы.

Основной поток критики пришелся на отдел истории Рязанского края. Так, один из рязанцев писал в 1936 г.: "Исторический отдел - эпоха X-XVI вв. - слабо отражен. Очевидно, можно было бы достать больше материала. Этот отдел должен был занять если не первое, то, во всяком случае, в Рязанском музее, второе место". А вот отзыв иногородней посетительницы - москвички Анны Лебедевой (1936 г.): "При осмотре музея остались не совсем довольны историческими залами музея, которые не дают никакого представления о прошлом г. Рязани". "К недостаткам музея нужно отнести недостаточный показ древней княжеской Рязани", - читаем в одном из отзывов 1937 года. "Древность Рязани ... мало затрагивается", - отмечается в другом. Учитель истории Гольдштейн, посетивший музей в том же году, "хотел ... в музее поучиться истории Рязани средневековья". Но не тут-то было. "Социализма много, - заметил он, - но нет конкретной истории... Исторический музей - Рязани, но нет истории Рязани. А я ведь специально приехал в Рязань". Юный посетитель музея 1938 года, староста исторического кружка одной из московских школ, еще более категоричен: "Музей никакого впечатления не производит... Плох отдел по истории дофеодального и феодального периода. Его даже нет".

Другая часть посетителей вынесла исключительно восторженные впечатления. Заочники Рязанского педучилища (1937 г.) остались "очень довольны экскурсией", которая "еще более влила ... ненависть к буржуазии". Шестиклассник рязанской школы . 7 Юра Фулин (будущий кандидат исторических наук) в 1938 г. "при посещении Рязанского областного музея убедился, какая тяжелая жизнь была рабочим и крестьянам". У студента Тумского педучилища (1938 г.) "от просмотра ... музея ... четко сформировалось мнение (это впечатление останется надолго) о том прошлом, прошлом безрадостном с господством нищеты, кабалы, рабства". "Нельзя смотреть на ту ужасающую картину, - негодовал другой посетитель 1938 г., - что творила царская Россия, помещики над крестьянами. Только во втором отделе, где ясно видно, как живет сейчас наше колхозное крестьянство, весело и радостно". Двое посетителей оставили восторженный и лаконичный отзыв: "В музее понравился бюст тов. Сталина с девочкой".

Не остался вне внимания посетителей и характер взаимоотношений между работниками музея. В частности, режиссер Большого Драматического театра (Ленинград) А.Мелузов (1936 г.) получил "большое наслаждение", слушая "простой и глубоко исторический" рассказ Д.Д.Солодовникова, одного из видных музейных работников. "Эрудиции этого человека могут позавидовать многие, - отмечал режиссер. - Поразило небрежное отношение к этому человеку зам. директора музея, который на наших глазах позволил себе обращаться к Д.Д. резко, грубо, предлагая заниматься какими-то мелкими делами по уборке музея". Характерный штрих времени удушения краеведческого движения и оттеснения дореволюционных специалистов музейного дела.

Повальное увлечение авиацией оставило в книге отзывов за 1937 г. печать времени: советы установить в музее ... самолет! Музейщики постарались прислушаться к пожеланиям посетителей. Самолет, правда, не установили (видимо, не позволили габариты), но вот фоторепродукцию с самого современного "воздушного чуда" АНТ-25 была выставлена. Но вскоре безжалостная круговерть времени придала иное направление этому поветрию. В 1938 г. появляется настойчивая рекомендация ученика 9-го класса средней школы . 16 г. Рязани: "Необходимо снять рамку, где упоминается о самолете АНТ-25, так как ... Туполев - ВРАГ НАРОДА". Музейным работникам пришлось удалить злосчастную фотографию. Огромное количество посетителей прявляло искреннюю заинтересованность в совершенствовании выставочного материала. Так, в 1936 г. пионеры Евсеева, Савонина и Сошкина советовали в зале "Крепостная деревня" приделать к манекену крепостного крестьянина цепь. Фраза из песни "Долго в цепях нас держали" приобрела бы тогда визуальный смысл. В 1937 г. представитель старшего поколения советовал в том же зале приклеить надписи, кто есть кто, к манекенам помещика, крестьянина и особенно кулака, которого, - по его словам, - посетители считают Пугачевым". В 1938 г. некто Ветродцев просил работников музея обратить внимание на следующий недостаток: "В показе быта кулака нет бутылки с водкой".

Ряд замечаний касался бытовых условий. Отмечалось, что в музее в зимнее время - холодно. "Нельзя глубоко и точно осмотреть, - возмущался один из посетителей 1938 года, - когда чувствуешь, что у тебя мерзнет нос". "Необходимо брать с собой согревающие напитки", - советовал чуть ниже другой посетитель. Курсант одного из военных училищ видел проблему в другом: "Хорошо, но только нет девушек".

Вечное сталкивается с сиюминутным. Политическая конъюктура перекрывается человеческими страстями. Записи посетителей музея еще раз дают почувствовать, что никому не дано освободиться от своего времени, - его можно только пережить.

Виталий Толстов.