[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1998. 25 декабря. . 252-253. С. 4.

Историк церкви А.П. Доброклонский.
Биография историка церкви, профессора Новороссийского университета А.П.Доброклонского.

                     Боярченков В.,                      Толстов В.

Сто лет рязанской охоты
О книге "Сто лет рязанской охоты".

                       Трибунский В.

"Агитатор" Николай Гумилев
Революционные эксперименты Н.С.Гумилева в рязанской деревне.

                       Трибунский П.

"Дом у него был великолепный..."
Дом Алянчиковых в Касимове

                       Филиппов Д.

Самосуд
Самосуды в рязанской деревне конца XIX - начала XX.

                       Фрэнк С.

 

Историк церкви А.П. Доброклонский

   Все без исключения ученые, хоть раз обращавшиеся к трудам Александра Павловича Доброклонского, отзывались о них с похвалой. По словам академика П.Б. Струве, курс церковной истории Доброклонского - это превосходный общий обзор, равных которому по систематической полноте содержания, обилию фак-тов и формальной законченности обработки, вряд ли может указать какая либо другая область русской истории. А между тем его биография остается неиз-вестной большинству россиян. Мало знают о Доброклонском и рязанцы, хотя здесь историк провел 11 плодовитых лет своей жизни из 81 года, отпущенного ему судьбой.

Александр Павлович родился 10 (22) декабря 1856 г. в семье священника Богородского уезда Московской губернии. С ранних лет отец готовил его к про-торенному не одним поколением Доброклонских-Знаменских пути. Но уже пер-вые экзамены в Заиконоспасском духовном училище обнаружили у юного попо-вича недюжинные задатки: он сразу был определен в третий класс, и закончил училище одним из первых. Далее была духовная семинария, Московская Ду-ховная Академия. Из всех ее отделений более других Доброклонского привлек-ло историческое, где блистали известные ученые В.О.Ключевский, Е.Е.Голубинский, А.П.Лебедев и др. Им в значительной степени и принадлежит заслуга в формировании Доброклонского как историка. Спустя несколько меся-цев после окончания Академии он представил и защитил магистерскую диссер-тацию "Сочинение Факунда епископа Германского "В защиту трех глав" (Из эпо-хи V вселенского собора)", которая, попав в руки маститому протестантскому богослову А.Гарнаку дала повод тому говорить о возросшем уровне русской церковно-исторической науки.

После года работы в Пензенской духовной семинарии, 21 января 1881 г. Доброклонский стал преподавателем церковной истории в Рязанской духовной семинарии. Он быстро завоевал авторитет среди коллег. Здесь им был создан самый известный его труд, получивший высочайшие оценки современников и потомков, - "Руководство по истории русской церкви" в 4-х книгах, выдержавший при жизни автора два издания.

Ректор семинарии И.К.Смирнов на заседании Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК) 23 сентября 1884 г. охарактеризовал Доброклонского как та-лантливого молодого историка и при поддержке товарища председателя РУАК арх. Владимира рекомендовал его к избранию в члены комиссии. 28 октября 1884 г. он был единогласно утвержден членом РУАК, и оставался в ее составе до момента закрытия в 1918 г.

В одном из документов комиссии Доброклонский характеризовался как один из наиболее полезных членов, "который принимал постоянное и горячее участие в ее деятельности". Он успел проявить себя в археографии, археоло-гии и истории.

Свое сотрудничество в РУАК Доброклонский начал на археографическом поприще, опубликовав уже в марте 1885 г. неизвестные юношеские письма вы-дающегося критика Н.И.Надеждина. Позже он перевел письма сербского про-светителя В.С.Караджича к Н.И.Надеждину и совместно с директором архива Министерства юстиции Н.А.Поповым подготовил их к печати. Значительны за-слуги Доброклонского в составлении описания дел Солотчинского монастыря. До этого системный учет монастырских актов не велся, и историческую значи-мость их понимали немногие. Ценным описание является и потому, что многие документы, из просмотренных Доброклонским, оказались утраченными. В 1887 г. Доброклонский выступил с заслуживающей внимания инициативой составить список документов по истории Рязанщины, находящиеся вне ее пределов, ко-пии с них собирать в архив РУАК, публикуя наиболее интересные из них.

Определенный вклад внес Доброклонский и в археологическое изучение края. В 1887 г. он участвовал совместно с А.В.Селивановым и Н.Н.Баженовым в раскопках Кирилова городка близ с.Половское, Спасского уезда.

Наиболее ярко проявил себя Доброклонский как историк-исследователь. За 1885-1887 гг. он на основании более, чем 2000 рукописей воссоздал хозяй-ственную историю Солотчинского монастыря. Сперва его работа публикова-лась в "Трудах РУАК", позже была перепечатана в "Чтениях Московского обще-ства истории и древностей российских" и вышла отдельным изданием. Среди дореволюционных исследований по вотчинному монастырскому хозяйству, труд Доброклонского признается лучшим.

Много удалось сделать Доброклонскому в изучении и публикации мате-риалов по местной церковной истории, используя пост помощника редактора "Рязанских епархиальных ведомостей", который он занимал в 1889-1892 гг.

Не остался Доброклонский в стороне и от издательской и организационной деятельности комиссии. В 1887 г. он стал одним из членов редсовета "Трудов", а в 1889 г. участвовал в составлении устава РУАК. Признанием заслуг Добро-клонского стало избрание его председателем исторического отделения комис-сии в 1890 г.

В 1892 г. Доброклонского переводят в Московскую духовную семинарию. Одновременно он был избран приват-доцентом Московского университета, где до своего отъезда в Одессу, читал курс русской церковной истории. С 1899 вплоть до бегства из России в 1920 году жизнь Александра Павловича была связана с Новороссийским университетом. Здесь он стал профессором по ка-федре церковной истории, деканом историко-филологического факультета, ре-дактором "Записок Новороссийского университета", председателем Историко-филологического и Педагогического обществ при университете. В тоже самое время Доброклонский преподавал на Одесских высших женских курсах и рабо-тал над докторской диссертацией. Диссертация "Преподобный Феодор Испо-ведник и игумен Студийский. Его эпоха, жизнь и деятельность", блестяще за-щищенная в 1916 г., представляет собой два громадных тома, более двух ты-сяч страниц убористой печати. За этот труд, не утративший своего значения и поныне, Доброклонский в 1917 г. был удостоен полной премии митрополита Макария от Синода.

В годы революции и гражданской войны А.П.Доброклонский, весьма дале-кий от политики, по мере сил продолжал научную деятельность. Но возмож-ность заниматься церковной историей в Советской России ему представлялась более, чем сомнительной. В канун захвата Одессы красными в январе 1920 г. он с супругой Мариной Григорьевной был эвакуирован в трюме английского во-енного транспорта. По свидетельству очевидца, в непростых условиях на суд-не, не приспособленном к массовым пассажирским перевозкам, престарелый профессор являл собой пример постоянной бодрости духа и неутомимой ак-тивности.

Наряду со многими русскими эмигрантами-учеными, Доброклонский вос-пользовался приглашением югославского правительства. В июле 1920 г. он был назначен профессором только что открытого Богословского факультета Бел-градского университета, в организации которого принял самое деятельное уча-стие. Помимо работы в университете Доброклонский активно работал в таких эмигрантских организациях как Общество русских ученых в Югославии, Русский научный институт в Белграде, Русское педагогическое общество и др.

Все эти годы гостеприимная чета Доброклонских неизменно оказывала помощь и поддержку своим соотечественникам, испытывавшим тяготы эмиг-рантского положения. Сам Александр Павлович отличался неунывающим жиз-нелюбивым характером, любил простую незатейливую работу: всегда само-стоятельно пилил и колол дрова, копал землю в саду, поливал цветы. В моло-дости увлекался охотой, в старости предпочтение отдавал рыбалке и цвето-водству.

С годами здоровье стало сдавать, особенно после кончины любимой жены в 1932 году. А спустя 5 лет, в декабре 1937 г. не стало и самого Александра Павловича. Доброклонский умер бездетным. Накануне смерти он исповедался и причастился. После этого собрался с силами, позвал присутствующих и выра-зил свою волю: всем должникам он простил долги, а все свои сбережения пе-редавал на благотворительные дела.

Так завершился жизненный путь видного русского ученого и общественно-го деятеля, для которого Рязанский край был все же больше, чем одно из вре-менных мест службы.

Владислав Боярченков, Виталий Толстов.