[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

Рязанские ведомости.1999.
26 марта. . 64-65. С. 4.

Летающие рязанцы.
Миф о полете подьячего Крякутного.

                        Иванов А.

"Собрание древностей" Антоновых.
История художественной коллекции семьи предпринимателей Антоновых

                        Кусова И.

Рязань, март 1917-го.
События Февральской революции в Рязани.

                        Трибунский П.

"Поэт русских лужаек..."
Судьба художницы М.В.Якунчиковой-Вебер
(1870-1902).

                        Филиппов Д.

"Поэт русских лужаек..."

   Так называл Марию Васильевну Якунчикову известный русский меценат С.П.Дягилев. Другой знаток русского искусства А.Н.Бенуа писал о ней: "Она одна из тех, весьма немногих женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в свое искусство, неуловимый нежный и поэтичный аромат, не впадая при том ни в дилетантизм, ни в приторность". Увы, сегодня эта талантливая художница почти забыта.

Появление имени М.В. Якунчиковой (по мужу Вебер) на странице, посвященной истории Рязанского края, требует пояснений. Дело в том, фамилия, к которой принадлежала Мария Васильевна имеет глубокие корни на рязанской земле. Якунчиковы - один из старейших посадских родов Касимова. По архивным источникам его удается проследить, как минимум, с XVlll в. Род не был очень обширным, но его представители играли весьма заметную роль в хозяйственной и общественной жизни Рязанской и соседних с ней губерний. Якунчиковы занимались торговлей, производственной деятельностью - содержали хрустальные фабрики во Владимирской губернии, активно участвовали в откупных операциях. Именно на винных откупах составил состояние и отец Марьи Васильевны - Василий Иванович Якунчиков. В 1860 г. он перебрался в Москву, записался в московское купечество и во второй половине XlX в. входил в число крупнейших московских промышленников. Якунчиковы породнились с крупнейшими московскими купеческими фамилиями - Мамонтовыми, Третьяковыми и входили в число не только промышленной, но и культурной столичной элиты.

Мария Якунчикова родилась 19 января 1870 г. в немецком городе Висбадене, где в то время отдыхали ее родители. Уже в детстве она серьезно увлекалась рисованием. Немалую роль в развитии интереса сыграл приглашенный отцом учитель - художник Н.А. Мартынов. В 15 лет она поступила вольнослушательницей в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Важную роль в дальнейшей творческой судьбе Марьи Васильевны сыграло сближение с семьей Поленовых, чему способствовали родственные связи - старшая сестра Марьи Васильевны Наталья была женой художника В.Д. Поленова, и тесная дружба, завязавшаяся между Марьей Васильевной и сестрой Василия Поленова Еленой Дмитриевной. Под влиянием Е.Д. Поленовой Марья Васильевна увлеклась русской стариной, национальными темами, памятниками культуры своего народа.

В 1888 г. Мария Васильевна уезжает во Францию - врачи обнаружили у нее туберкулез легких и порекомендовали сменить климат. В Париже она близко познакомилась с современным французским искусством, в дальнейшем оказавшим значительное влияние на ее творчество. Первые же впечатления побудили желание продолжать художественное образование и осенью 1889 г. Якунчикова поступила в парижскую Академию Жюльена. Последующие годы Мария Васильевна живет во Франции, приезжая на лето в Россию. Ее работы этого периода делятся по тематике на произведения, посвященные России или Франции. Неизменен жанр - это столь любимый художницей пейзаж, главное в котором - передача определенного эмоционального состояния человека, возникающего как результат его соприкосновения с жизнью природы. В России Мария Васильевна работает в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцеве и вблизи Звенигорода, создавая удивительно поэтичные и задушевные образы среднерусской природы. При этом работы ее были не только поэтичны и лиричны, но и в высшей степени профессиональны. "...Мало найдется среди современных художников - и не только у нас, но и на Западе, - кто владел бы такой свежей, благородной палитрой, таким широким, бодрым мастерством", - писал все тот же Бенуа.

В 1895 г. начинается особый период в творчестве, когда особенно ярко проявилось многогранное дарование художницы. Мария Васильевна много и плодотворно работает, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: выжиганием по дереву, деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву "и ей удалось превратить этот... в сущности безотрадный, способ в прекрасное орудие для своих высокохудожественных намерений" (Бенуа).

В 1900 г. посетив Всемирную выставку в Париже и захваченная впечатлением от экспозиции кустарных игрушек, Якунчикова решает создать иллюстрированную азбуку, использовав их изображения. Однако творчеству и планам помешала болезнь. Сильная вспышка туберкулеза лишает художницу возможности работать, а весной 1902 г. врачи признают ее состояние безнадежным. 14 декабря 1902 г. в местечке Шэн-Бужери под Женевой Мария Васильевна скончалась в возрасте 32 лет.

За свою короткую творческую жизнь М.В. Якунчикова смогла оставить большой след в русском искусстве. Как показал М.Ф.Киселев в специальной работе, посвященной творчеству М.В.Якунчиковой, она была удивительно современна и органична своей эпохе - эпохе поиска новых творческих решений, новых путей в искусстве. Ее имя в первом десятилетии XX в. очень часто упоминалось на страницах художественных журналов рядом с именами М.А. Врубеля, К.А Коровина, В.А. Серова, И.И. Левитана, которых справедливо причисляют к провозвестникам нового искусства.

Сегодня отдельные работы М.В. Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-усадьбе В.Д. Поленова. Значительная часть ее произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии.

Дмитрий Филиппов.